Главная страница | Список 2022 | Язык vs. диалект | Критерии включения | Соотношение языков и народов | ИЯз РАН

Индоевропейские языки : Иранские языки

В России распространены следующие иранские языки: джуури (горско-еврейский), курдский, осетинский, таджикский, татский.

В основном в России проживают горские евреи, однако в Республике Дагестан имеется несколько поселений, где проживают таты-мусульмане, сохраняющие свой язык [Кусаева и др. 2016]. Мы считаем джуури и татский двумя отдельными языками по следующим причинам:
1) В зарубежной лингвистике формируется традиция считать татский (язык татов-мусульман) и джуури (горско-еврейский) двумя отдельными языками; в ISO 639-3 им присвоены отдельные коды (jdt, ttt), также двумя самостоятельными языками они считаются в Glottolog (Judeo-Tat и Muslim Tat).
2) Лексикостатистических данных по языкам горских евреев и татов-мусульман недостаточно.
3) Горские евреи и таты считают свои идиомы самостоятельными языками.
Письменность имеет только язык джуури. С 1990-х годов предпринимаются попытки создания письменности для языка татов-мусульман в Азербайджане.
Имеются сведения о нарушенной взаимопонятности между горскими евреями и татами [Назарова 1994; Грюнберг 1997].
Горских евреев и татов корректнее считать отдельными этническими группами [Семенов 2003; Назарова 2022].

Носители курдского языка проживают в южных и центральных регионах России. Так как большинство курдов прибыло в Россию из стран Средней Азии и Казахстана, куда они были сосланы из Закавказья, считается, что все они являются носителями курманджи (севернокурдского) [Хамоян 2001: 192]. Есть ли в России носители других курдских языков (сорани, южнокурдского) неизвестно. Кроме того, среди курдов выделяется этноконфессиональная группа езидов (фигурирует как отдельная национальность в переписях России), которые называют свой язык езидским (эздики). Однако, лингвистически это не отдельный язык, а совокупность нескольких этнолектов, овпадающих с различными диалектами курманджи, на которых говорят курды-мусульмане.

В осетинском языке иронский и дигорский диалекты имеют несколько спорный статус. Рассмотрим их с точки зрения предлагаемых критериев:
1) Традиционно осетинский считается единым языком. Разделение осетинского на иронский и дигорский языки проводится в ресурсе Glottolog (digo1242, iron1242), где оно сделано на основе единственной статьи Д. Эршлера [2018]. Другие исследователи осетинского не поддерживают такого разделения.
2) Лексикостатистика ― 92% совпадений в базовой лексике между иронским и дигорским, что характерно для диалектов одного языка.
3) Большинство носителей считают осетинский одним языком, немногие дигорцы ― двумя.
Этнически дигорцы и иронцы один народ.
С конца XX века письменность развивается не только на иронском, но и на дигорском.
Взаимопонятность между иронским и дигорским, по-видимому, нарушена, см. [Исаев, Камболов 2016], а также страницу про осетинский в ресурсе Ethnologue (oss).

На основании данных критериев мы склонны считать осетинский единым языком с двумя системами письменности.

Поселения носителей таджикского языка имеются в различных регионах России.

Социолингвистические статусы и пояснения

Литература


This page is a part of Languages of Russia project http://jazykirf.iling-ran.ru

 

По всем вопросам – пишите сюда: ybkoryakov@gmail.com

Web-mastering: Yuri Koryakov

― Created on March, 12, 2022 ¦ Last updated on May, 10, 2022 12:32 ―