Главная страница
| Список 2022
| Язык vs. диалект
| Критерии включения
| Соотношение языков и народов
| ИЯз РАН
Тунгусо-маньчжурские языки
В России представлены следующие тунгусо-маньчжурские языки:
эвенкийский, эвенский, негидальский, нанайский, ульчский, уильтинский (орокский),
орочский (†), удэгейский, кур-урмийский и бикинско-нанайский.
Эвенкийский язык представлен большим количеством диалектов, возможно
некоторые из них могли бы претендовать на статус отдельных языков, но данных
пока недостаточно.
Среди эвенских диалектов часто выделяют давно вымерший арманский,
который иногда предлагают считать отдельным языком [Певнов 2012]. Однако данных
по нему недостаточно.
Кур-урмийский и бикинско-нанайский (†) предлагается считать отдельными от
нанайского языками. Рассмотрим их с точки зрения
предлагаемых нами критериев:
1) Традиционно кур-урмийский и бикинский считаются верхнеамурскими диалектами
нанайского (однако стоит отметить работу [Janhunen 2005], в которой
кур-урмийский считается отдельным смешанным языком). Однако уже [Суник 1958: 9]
писал, что «различия настолько велики, что эти наречия можно было бы признать
разными языками».
2) Лексикостатистика — три разных языка: 83 % (Н–КУ), 85% (КУ–Б), 89% (Н–Б).
3) Самоназвания носителей бикинского и кур-урмийского отличаются от самоназвания
других носителей нанайских идиомов [Калинина, Оскольская 2016]. По-русски,
вероятно, все называют себя нанайцами.
Письменность есть только у собственно нанайского.
Взаимопонимание — данных нет.
Для уильтинского предлагается закрепить такое наименование (ранее чаще “орокский”),
так как его предпочитают носители [Аралова, Будянская, л. с.], и будет меньше
путаницы с орочским.
Социолингвистические статусы и пояснения
- Бикинско-нанайский: 1А. Носителей бикинско-нанайского, видимо, не
осталось, но когда умер последний — неизвестно.
- Кур-урмийский: 1В-. Социолингвистическая ситуация с кур-урмийским не
совсем понятна. По данным переписи 2010 года, в селе Улика-Национальное (общее
население 153 ч., из них 123 нанайца), где проживали носители кур-урмийского,
было 9 говорящих на нанайском, однако неизвестно на какой разновидности, и 6
человек назвали нанайский родным. По полевым данным: в селе оставалось 3–4
информанта (экспедиция Е. Калининой в 2005–2009 гг.); по другим данным —
полноценных носителей данного идиома не осталось [Харитонов, л.с.], однако могут
иметься пассивные носители [Оскольская, л.с.].
- Нанайский: 2А. Межпоколенческая передача прервана на всём ареале.
Активно владеют нанайским языком старше 60 лет, и то не всегда. Поколение
40-60 лет в некоторых населённых пунктах (Дада, Ачан, Джуен) владеют языком
пассивно, и, как исключение, иногда активно. Нанайский язык используется в
домашней сфере и редко - в некоторых других случаях. Носителей - несколько
сотен человек [В. С. Харитонов, л.с.; Столяров 1997; Герасимова 2002;
Оскольская 2017].
- Негидальский: 2А-. 5 носителей, которые изредка общаются [Н. Б.
Аралова, л.с.].
-
Орочский: 1Б. Язык уснул, последний носитель умер в 2008 году
[Перехвальская 2016].
- Удэгейский: 2А-. Несколько носителей, которые, по-видимому, редко
общаются на удэгейском языке [Е.В. Перехвальская, л.с.].
- Уильтинский: 2А-. Несколько носителей, живущих в городских
условиях. Редкое общение происходит. [Н. Б. Аралова, л.с.].
- Ульчский: 2А. Несколько десятков носителей. Иногда происходит
общение, в т.ч. в интернете. [Н. Стойнова, В.С. Харитонов, л.с.; см. также
Герасимова 2002].
- Эвенкийский: 2Б. Межпоколенческая передача прервана практически на
всём ареале, за исключением населённых пунктов: Иенгра и Усть-Нюкжа, где,
вероятно, сохраняется [О.А. Казакевич, К. Шейфер, л.с.].
- Эвенский: 2Б. Межпоколенческая передача прервана практически на
всём ареале, за исключением населённых пунктов: Себян-Кюёль и Берёзовка
Среднеколымкого улуса, где дети владеют языком [К. Шейфер, Н. Аралова, М.
Пупынина, л.с.].
Литература
- Герасимова А. Н. Нанайский и ульчский языки в России: сравнительная
характеристика социолингвистической ситуации // Языки Коренных народов Сибири,
№12. 2002.
- Калинина Е. Ю., Оскольская С. А. Нанайский язык // Язык и общество.
Энциклопедия. М.: «Азбуковник», 2016. С. 293–296.
- Оскольская С. А. Аспект в нанайском языке. Дисс… кандидата филол. наук,
ИЛИ РАН, СПб, 2017.
- Певнов А. М. О некоторых тунгусо-маньчжурских грамматических реликтах в
чжурчжэньском языке // Тангуты в Центральной Азии: сборник статей в честь
80-летия проф. Е. И. Кычанова / сост. и отв. ред. И.Ф. Попова. М.: Ин-т
восточных рукописей РАН, 2012.
- Перехвальская Е. В. Орочский язык // Язык и общество. Энциклопедия. М.:
"Азбуковник", 2016. — С. 339–342.
- Столяров А. В. Нанайский язык: социолингвистическая ситуация и перспектива
сохранения // Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Проблемы
сохранения и развития. Санкт-Петербург, 1997.
- Суник О. П. Кур-урмийский диалект. Материалы и исследования по нанайскому
языку. Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства
просвещения РСФСР, Ленинградское отделение, 1958.
- Janhunen J. Tungusic: an endangered language family in Northeast Asia //
International Journal of the Sociology of Language. 2005. 173. P. 37–54.
This page is a part of
Languages of Russia project —
http://jazykirf.iling-ran.ru
По всем вопросам – пишите сюда: ybkoryakov@gmail.com |
Web-mastering: Yuri Koryakov |
Created on March, 14, 2022 ¦ Last updated on May, 10, 2022 12:32